Режим и составление графика труда и отдыха водителей в 2024 году. ответственность за нарушение режима
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим и составление графика труда и отдыха водителей в 2024 году. ответственность за нарушение режима». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Что включает в себя рабочее время
Рабочее время физического лица включает:
- время управления транспортным средством;
- время перерывов для отдыха от управления транспортным средством;
- время, не связанное с управлением транспортным средством.
Рабочее время физического лица, которое не связано с управлением ТС, состоит из:
- время прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств;
- время ожидания получения заказа от службы заказа легкового такси;
- время стоянки в ожидании посадки и высадки пассажиров;
- время проведения работ по устранению возникших неисправностей транспортного средства, выполняемых физическим лицом самостоятельно;
- время заполнения журнала регистрации заказов легкового такси (в случае если условиями договора, заключенного физическим лицом со службой заказа легкового такси, исполнение требований к ведению журнала регистрации заказов легкового такси не возложено на службу заказа легкового такси);
- время заполнения журнала учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством.
Какие ещё могут быть последствия нарушений РТО
Штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей — не единственная санкция, которая может грозить работодателю.
Соблюдения РТО также требуют Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа. За их нарушения предусмотрен административный штраф.
Если компания является лицензированным перевозчиком, она может получить штраф за нарушение лицензионных требований. Соблюдение РТО входит и в этот перечень. Если же нарушение РТО привело к аварии и нанесению вреда здоровью людей — компанию оштрафуют уже за грубое нарушение лицензионных требований.
Если в результате ДТП, вызванного нарушением РТО, пострадал водитель, его родственники могут взыскать компенсацию.
Наконец, расследование причин ДТП, произошедшего в результате нарушений режима труда и отдыха, может привести к запрету деятельности компании.
Дела по статье 11.23 КоАП могут рассматривать как в полиции, так и в Ространснадзоре.
Основные документы, регулирующие режим работы водителя:
-
Трудовой кодекс Российской Федерации;
-
Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.
Нормативные акты определяют порядок работы:
- автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
- водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.
Также необходимо составление ряда регулирующих документов:
- график работы водителя;
- правила внутреннего распорядка на предприятии;
- трудовой договор.
Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:
- ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
- ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
- Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
- Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
- Требования ЕСТР.
Как составляется график?
Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:
- Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
- Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.
Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.
При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.
Распространенные вопросы
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа. Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов. Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа. Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит. Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает.
Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании – 10 тысяч рублей.
В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом. Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях). Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.
Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?
Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.
Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.
Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.
В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.
Порядок введения суммированного учета
Согласно ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР).
В ПВТР регламентируется режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Суммированный учет рабочего времени на предприятии может быть введен приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если на предприятии есть профсоюз).
Суммированный учет рабочего времени может быть введен во всей организации либо для конкретных сотрудников. Условие суммированного учета обязательно вносится в трудовой договор.
Согласно ст. 74 ТК РФ если определенные сторонами условия трудового договора, связанные с изменением организационных или технологических условий труда, не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
То есть если ПВТР изначально не предусматривали суммированный учет рабочего времени, при его применении должны быть внесены соответствующие изменения.
Смена движения в экипаже на одиночный режим
Из экипажа выходит второй водитель, который на данный момент не ведет транспортное средство:
-
1 Водитель который не ведет транспортное средство, извлекает свою карту из второго слота тахографа и выходит или продолжает движение как пассажир.
-
2 Водитель который находится за рулем, продолжает движение в одиночном режиме соблюдая правилами труда и отдыха водителей.
Из экипажа выходит водитель который находится за рулем транспортного средства:
-
1 Смена во время остановки после завершении отведенного времени вождения по тахографу:
-
Водитель который был в экипаже за рулем, вынимает карту из тахографа и выходит из машины или продолжает движение как пассажир.
-
Второй водитель экипажа, извлекает свою карту из слота 2 и вставляет в слот 1. Продолжает движение в одиночном режиме в соответствии с правилами труда и отдыха водителей.
-
2 Смена во время движения транспортного средства:
-
Водитель экипажа который находится за рулем транспортного средства, может передать управление напарнику без стоянки только после истечения времени отдыха напарника по тахографу.
-
Если водителю экипажа который находится за рулем необходимо покинуть транспортное средство до истечения времени отдыха напарника по тахографу. Транспортое средство необходимо остановить в разрешенном для этого месте, извлеч карту из слота 1 и покинуть место водителя.
-
Второй водитель сможет продолжать движение только после истечения времени отдыха по тахографу, в соответствиии с правилами труда и отдыха водителей.
-
Второй водитель экипажа пересаживается за руль, извлекает свою карту из слота 2 и вставляет в слот 1. Продолжает движение в одиночном режиме в соответствии с правилами труда и отдыха водителей.
Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?
Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.
Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:
- Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
- После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
- Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
- Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
- Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
- То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.
Новые нормы работы водителей
Согласно Постановлению № 424, нормы труда и отдыха (график работы) для водителей теперь выглядят так:
- максимальная продолжительность поездки 4,5 часа (допускается превышение 1 часа);
- максимальное время вождения в сутки – 9 часов (дважды в неделю разрешено 10 часов) или 11 часов, если нужно добраться до парковки;
- максимальное время вождения в неделю – 56 часов (две недели – 90 часов);
- перерыв между периодами непрерывной езды — 45 минут (или двукратно — 30 и 15 минут);
- минимальное время отдыха в сутки – 11 часов (допускается 9 часов три раза в неделю);
- минимальное время отдыха в неделю – 45 часов.
Способ работы может быть нормированным (работа посменно, четко определенная во времени), прерывистым (периоды перерыва при неравномерной транспортировке) или ненормированным (в случае производственной необходимости). Следует понимать, что ненормированный график допускается только с согласия профсоюза, а рабочее время не должно превышать 9 часов в день, 56 часов в неделю или 90 часов в течение двух недель.
Согласно Федеральному закону №196, за соблюдением этих норм должен следить работодатель или владелец бизнеса, для чего утверждены правила внутреннего трудового распорядка и график работы водителей. Затем установленные правила отражаются в трудовом договоре, в котором четко прописаны форма работы, график работы и условия оплаты по каждому графику работы.
Соблюдение установленных норм труда и отдыха водителей проверяет ГИБДД и транспортная инспекция (проверяет показания тахографа). Несоблюдение норм труда и отдыха, а также отсутствие тахографа на автомобиле является административным правонарушением (11.23 КоАП РФ).
Таблица режима работы и отдыха водителей по тахографу
Законный интервал времени, необходимого для водителей дальнобойщиков определяется исходя из суммирования составных элементов, представленных в таблице.
Таблица 2. Отдых водителя.
Показатель | Действующая норма | Возможные отклонения |
Обеденный перерыв и отдых | 45 минут | 15 и 30 раздельно |
Междусменный или ежедневный | 11 часов | 9, но не больше 3 раз за 1 неделю |
Еженедельный | 45 часов | Не меньше суток |
Трудовое законодательство предусматривает возможные варианты, за счёт которых допускается снижение соотношения РТО для водителей.
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.