Списание основных средств в 2024 году в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание основных средств в 2024 году в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Разборка и утилизация техники

После списания техники с учета комиссия учреждения оценивает, какие узлы, детали и материалы выбывающего объекта основных средств могут быть использованы в деятельности учреждения (для хозяйственных нужд), утилизированы или реализованы на сторону.

Демонтаж (разборка) технических средств с целью извлечения из них узлов и деталей, в том числе содержащих драгметаллы, может выполняться силами учреждения или организацией, специализирующейся на проведении этих работ, в соответствии с законодательством РФ.

Если отдельные детали техники содержат цветные и драгоценные металлы (золото, платину и др.), комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.

Обратите внимание: лом и отходы драгметаллов подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее– Федеральный закон № 41-ФЗ);

  • Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731;

  • Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н.

Специальная комиссия по списанию

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Учет малоценных основных средств

Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.

При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:

  • учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
  • учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).

Что относится к основным средствам

Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.

К основным средствам принято относить:

  • здания и сооружения;
  • машины и оборудование;
  • приборы, устройства и инструменты;
  • вычислительную технику;
  • транспортные средства;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • племенной и рабочий скот;
  • многолетние насаждения;
  • дороги.

Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.

Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:

  1. Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
  2. Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
  3. Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
  4. В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.
Читайте также:  Нотариус вступление в наследство после смерти без завещания

К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.

Как определить срок полезного использования основных фондов

При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.

Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.

При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.

Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Учет основных средств, признанных неактивами

Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики. Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 8 Стандарта «Основные средства»).

Признание объекта основных средств в бухгалтерском учете в качестве актива прекращается в случае выбытия объекта имущества при прекращении по решению субъекта учета использования объекта основных средств для целей, предусмотренных при признании объекта ОС, и прекращении получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта ОС (пп. «а» п. 45 Стандарта «Основные средства»).

В соответствии с Методическими указаниями по применению Стандарта «Основные средства» (письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237) материальные ценности, принятые к учету в составе основных средств, в отношении которых комиссией субъекта учета установлена невозможность (неэффективность) получения экономических выгод и (или) полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (извлечение полезного потенциала), подлежат отражению на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В целях выявления объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов, комиссией субъекта учета при проведении инвентаризации определяется статус объекта, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т. п.), и целевая функция (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению).

Объекты ОС, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится. Определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости.

Согласно пункту 10 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, выбытие с балансового учета объектов основных средств в случае выявления комиссией по поступлению и выбытию активов несоответствия основных средств условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность, принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 104 00 000 «Амортизация», 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 114 10-0 101 134 10, 0 101 154 10, 0 101 324 10, 0 101 344 10-0 101 384 10) с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества и при условии его демонтажа.

Читайте также:  Бывший муж избил жену что ему грозит. Как защититься от рукоприкладства

Аналогичные положения приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

В соответствии с Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (Приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н) при выбытии объекта основных средств с балансового учета Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 050-40-31) закрывается. На дату выбытия объекта основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 050-40-31) отражается балансовая стоимость и сведения о начисленной амортизации, начисленном обесценении, в Разделе 3 Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 050-40-32) отражается балансовая стоимость выбывшего объекта.

Забалансовый счет в инструкциях предусмотрен только для сохранившихся объектов

Основные средства, которые решено больше не использовать, отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении».

Однако бывают случаи, когда на момент списания с баланса объекта уже нет в наличии, например его украли или он утрачен по независящим от учреждения причинам. Его выбытие с учета в установленных законом случаях также придется согласовать с собственником.

Принимать решение о прекращении использования отсутствующего объекта не нужно. Как разъяснил Минфин, такой объект выбывает из владения, пользования и распоряжения помимо воли учреждения. Списать его с баланса нужно по основаниям, предусматривающим принятие решения о выбытии имущества или прекращение права оперативного управления. Выбытие нужно согласовать с собственником до списания объекта с баланса.

Возможны случаи, когда учреждение продолжает использовать объект вплоть до момента его выбытия. Списывайте такой объект с баланса при выбытии и на забалансовых счетах не отражайте. Исключение: если актом о списании предусмотрены технические мероприятия по ликвидации, объект учитывается на забалансовом счете 02 на время их проведения.

Бухучет казенного учреждения для начинающих

  • определение годового объема и направления расходования средств бюджета на основе лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных в установленном порядке на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
  • формирование показателей расходов (ЛБО) происходит в разрезе кодов классификации расходов бюджета с последующей детализацией целевых статей и видов расходов;
  • казённое учреждение составляет смету по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее – ГРСБ);
  • смета составляется на основании установленных ГРСБ расчетных показателей на соответствующий финансовый год, которые в свою очередь характеризуют деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
  • при ведении сметы допускается внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.

Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов государственных учреждений. В соответствии с п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка основных средств на сумму, превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ (100000,00 руб.) между юридическими лицами по одной сделке, должна производиться путем размещения заказа способом запроса котировок и заключения государственного контракта.

Списания основного средства с остаточной стоимостью в бюджете

  • КМУ;
  • центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий госполитику в сфере управления объектами государственной собственности;
  • уполномоченные органы управления;
  • Фонд госимущества;
  • органы, осуществляющие управление госимуществом согласно полномочиям, определенным отдельными законами;
  • государственные хозяйственные структуры;
  • НАНУ, отраслевые академии наук.
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Имущество отражается в составе основных средств, если от его использования прогнозируются экономические выгоды или полезный потенциал, а первоначальную стоимость объекта можно надежно оценить. О том, как учитывать основные средства в ГУП и МУП, рассказали эксперты системы «Главбух».

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
Читайте также:  Какие документы нужны для вступления в наследство по завещанию на квартиру у нотариуса

Изменения в правилах начала и окончания начисления амортизации ОС

Порядок начала и окончания начисления амортизации основных средств установлен пунктом 33 ФСБУ 6/2020.

По общему правилу начисление амортизации начинается с момента признания объекта ОС в бухгалтерском учете и прекращается с момента его списания. Аналогичное требование приведено в пункте 55 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

По решению организации начисление амортизации допускается начинать с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете, и прекращать с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта ОС.

Прежнее ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) не давало организациям такого выбора: в нем был предусмотрен только второй вариант. Этот же вариант – единственный, предусмотренный пунктом 4 статьи 259 НК РФ (порядок налогового учета остается без изменений). Таким образом, начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете, позволяет сблизить бухгалтерский учет с налоговым.

Расчет суммы амортизации

Как мы уже сказали, в течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Годовая сумма амортизации определяется путем деления балансовой (остаточной) стоимости на срок полезного использования, выраженный в годах. Таким образом, расчет суммы ежемесячных амортизационных отчислений можно производить сразу путем деления балансовой стоимости объекта на срок его полезного использования, выраженный в месяцах.

Недвижимое имущество. На объект недвижимого имущества амортизация начисляется при принятии к учету после государственной регистрации прав на него, предусмотренной законодательством РФ. При этом если стоимость объекта до 40 000 руб. включительно, то амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости. Если балансовая стоимость объекта свыше 40 000 руб., амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Пример 1. За казенным учреждением на праве оперативного управления закреплено вновь выстроенное нежилое здание балансовой стоимостью 18 000 000 руб. Ему установлен срок полезного использования 40 лет (480 мес.). Право оперативного управления прошло государственную регистрацию, и указанное имущество введено в эксплуатацию.

Важные правила списания ОС в бюджетных организациях

Свод правил списания основного баланса достаточно широк, их соблюдать не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Они регулируются на уровне действующего законодательства. Их тоже следует заранее изучить. При минимальном опыте необходимо более подробно рассмотреть реальные примеры из жизни.

Чтобы выполнить списание, нужны основательные причины для этого. Вот несколько объективных причин для этой процедуры:

  • Если ОС утратило некоторые важные свойства, не может функционировать должным способом;
  • ОС больше не находит своего применения из его уничтожения либо полной утраты.

Чтобы избежать многих сложностей, нужно изучить все важные моменты этого процесса.

Заранее нужно проштудировать следующие вопросы:

  • Требуемая документация;
  • Создание нужного приказа;
  • Поэтапная инструкция;
  • Документальное отражение проводками.

Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:

  • Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
  • Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.

Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:

  • Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
  • Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
  • Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
  • Сумма для начисления на износ объекта;
  • Предположительный срок эксплуатации;
  • Фактический срок технического использования;
  • Текущие основания для проведения списания ОС.

Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.

Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:

  • Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
  • Осуществление подробного осмотра имущества;
  • Установление конкретных причин для выполнения списания;
  • Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
  • В итоге составляет официальный акт списания средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *