Как определить свой класс водителя при ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить свой класс водителя при ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.
Коэффициент бонус-малус и его расчёт
Водитель знает, какой у него класс. Однако он представляет собой просто буквенное обозначение коэффициента КБМ. Показатель позволяет снизить величину страховых выплат. Все данные в отношении классов автомобилистов больше относятся к КБМ.
В прошлом КБМ применялся лишь для определения транспортного средства, поэтому при его продаже скидка либо надбавка к стоимости полиса исчезала. В этой ситуации автомобилист должен зарабатывать дополнительные баллы для получения дисконта. С 2023 года класс страхования ОСАГО КМБ присваивается не транспортному средству, а водителю. Это значит, что независимо от автомобиля либо страховой компании коэффициент бонус-малус будет оставаться единичным показателем.
Как узнать коэффициент КБМ по базе РСА? Для этого просто введите необходимую информацию об автомобилисте. В таблице представлены коэффициенты КБМ для ОСАГО:
КБМ в предыдущем году |
КБМ в 2023 году (с учётом количества выплаченных страховок) |
||||
Отсутствие выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и больше выплат |
|
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1. Как узнать класс водителя ОСАГО онлайн
2. Не применился коэффициент безаварийности по ОСАГО?
— Восстановление утерянного бонуса-малуса
— Обнуление коэффициента безаварийности при переходе с ограниченной ОСАГО на открытую и обратно
3. Принципы применения скидки по коэффициенту безаварийности
4. Заключение
Класс водителя – ключевое понятие коэффициента бонуса-малуса (КБМ). КБМ еще называют «коэффициентом безаварийности». Уменьшает цену страховки при отсутствии аварий
по собственной вине. И наоборот. Так как узнать класс водителя ОСАГО у страховщиков бывает сложно, и нередко происходят ошибки, РСА еще в 2015 г. обнародовал информацию, упростив процедуру проверки.
При этом бонус-малус — коэффициент с подводными камнями. Мы в каждодневной работе по автострахованию сталкиваемся с этим. И расскажем все тонкости простым языком.
Классы страхования водителей
По системе ОСАГО водителям присваиваются классы, определяющие последующую цену полиса. При отсутствии аварий по инициативе водителя его класс повышается, и цена страховки снижается. В противном случае стоимость может вырасти почти вдвое. Обозначение классов начинается с буквы М, затем следуют цифры – 0, 1, 2 и до числа 13. Каждому классу присваивается свой коэффициент цены. Например, если водитель оформляет страховку первый раз, ему сразу назначается класс 3 с коэффициентом 1 – одна установленная стоимость. Чем реже водитель будет обращаться в страховую, тем выше класс присвоят ему по итогам года.
Класс водителя – ключевое значение при определении коэффициента бонус-малус (КБМ). Напомним, что с 2008 г. класс привязывается не к автомобилю, а к человеку – водителю или владельцу авто. Причем его присвоение не зависит от наличия транспортного средства – класс есть как у опытного покорителя дорог, так и у владельца водительских прав, не имеющего машины, но вписанного в чей-либо полис. Как узнать свой класс?
Коэффициент – основополагающая цены полиса. Чем больше класс, тем меньше коэффициент – это позволяет каждый год снижать стоимость на 5%. Если водитель с классом М оплачивает 145% обозначенной цены страхования, то водитель, достигший 13 уровня, оплачивает только половину стоимости.
Порядок расчёта, примеры расчётов
Расчет коэффициента бонус-малус происходит по простому принципу согласования значений таблицы, когда берется значение на начало года и переносится на табличное значение по количеству фактических случаев аварий по вине застрахованного – такое значение и становится коэффициентом на следующий год.
Пример 1:
Водитель страховался на протяжении шести лет, на 1-м году он получил класс 3 с Кбм 1, на втором году 4-й статус и далее, без случаев аварии дошел до девятого класса. На шестом году водитель попал в 1 ДТП по своей вине и откатился до 5-го класса. На следующем году произошло еще одно ДТП, и класс водителя снизился до 3-го. Следующий год водитель ездил без аварий, и его класс поднялся до 4-го и т.д.
Пример 2:
В случае, когда к вождению авто имеют допуск несколько водителей, учет Кбм для ОСАГО будет производиться по классу самого неопытного из них.
Допуском располагают три человека, у первого из них 4 класс и кбм 0,95, второй на 8 классе и Кбм 0,75, третий же в последнее время несколько раз был замечен в аварийных ситуациях по своей вине – он имеет класс М и коэффициент 2,45.
Расчет ОСАГО для данного авто будет производиться по наименьшему ранжированию, и только смена статуса водителя с М на 1, с 1 на 2 и далее будет иметь значение.
При этом, если на следующий год выписать водителя класса М из числа располагающих правом управления авто, классификация будет проводиться по следующему водителю 4-го класса с сразу предоставляемой скидкой в 0,95 коэфф.
Автовладельцы, обращающиеся страховую компанию за приобретением страховки автогражданской ответственности (ОСАГО), покупают данный продукт с применением коэффициента бонус-малус (КБМ).
Например, согласно действующему тарифу, компания продает страховой полис, стоимостью 5000 рублей. При этом понижающий коэффициент клиента равен 0,7.
Сделаем расчет, чтобы выяснить как будет цена полиса для этого человека в данной страховой компании.
Стоимость составит: 5000*0,7=3500 р. Скидка составила 1500 рублей.
Таким образом, класс оказывает существенное влияние на стоимость полиса.
Все клиенты прямо заинтересованы в том, чтобы их КБМ каждый год уменьшался. Тем самым будут снижаться их расходы на покупку ОСАГО.
От чего зависит класс водителя
Не только КБМ оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Водительский класс формируется под влиянием целого ряда факторов.
На него прямо либо косвенно повлияет:
- Величина базовой ставки, которую государство назначает для каждого типа транспортного средства (легковой автомобиль, автобус и т.д.).
- Место регистрации клиента, так как в каждом регионе действует своя статистика ДТП.
- Марка автотранспортного средства (для каждой из них рассчитана определенная частота попадания в ДТП).
- Возраст клиента: чем старше, тем опытнее считается водитель.
- Стаж вождения: чем он выше, тем больше скидка.
- Число вписанных в страховку лиц: чем их больше, тем выше повышающий коэффициент.
- Статистика ДТП данного клиента.
В таблице ниже вы узнаете о действующих классах КБМ, установленных для них коэффициентах и изменениях при наличии или отсутствии страховых случаев:
Класс на начало годового срока страхования | Значение коэффициента (КБМ) | Класс на окончание годового срока страхования | ||||
Без страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 или более страховых выплат | ||
М | 2,45 | М | М | М | М | |
2,3 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Где можно узнать свои показатели
Проверка текущего уровня водителя доступна на многих открытых интернет ресурсах в бесплатном режиме. Но гарантированно достоверная информация отображается лишь на официальном сайте РСА, в котором состоят такие авторитетные конторы, как:
- «РЕСО-Гарантия»;
- «Альфа-Страхование»;
- «Тинькофф»;
- «ВТБ»;
- «Ингосстрах».
Однако для того, чтобы получить данные о присвоенной классификации, человеку необходимо соблюдать следующий ряд условий:
- Информация предоставляется только собственнику транспортного средства, имя которого указано в ПТС. Доверенные лица, прописанные в генеральном документе, такими полномочиями не обладают;
- При заполнении онлайн анкеты нужно указать ФИО, дату рождения и место прописки для проверки актуальности информации;
- В обязательном порядке вписывается начальная дата действия полиса за текущий год;
- Если автомобиль используется несколькими людьми, то дополнительно потребуются данные и о транспорте (VIN-код, модель, марка, цвет авто и его государственные номера);
- Если машина числится на балансе юридической организации, то к вышеперечисленной информации придется добавить персональный ИНН компании-владельца ТС.
Таблица коэффициентов
Таблица коэффициентов выглядит так:
Класс ТС | коэффициент КБМ | 0 страховых выплат за год (новый класс ТС) | 1 страховая выплата за год (новый класс ТС) | 2 страховые выплаты за год (новый класс ТС) | 3 страховых выплаты за год (новый класс ТС) | Более 3 страховых выплат за год (новый класс ТС) |
---|---|---|---|---|---|---|
M | 2,45 | M | M | M | M | |
2,3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 2 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Проверка на сайте РСА
Сайт СПС действует с 2006 года и содержит информацию обо всех страховщиках в Российской Федерации. Чтобы узнать свой показатель, вам следует зайти на сайт и перейти на вкладку «В помощь страхователю».
Чтобы узнать ставку со скидкой, вам необходимо рассчитать свой стаж вождения и количество запросов на оплату за год.
Рассмотрим пример, когда водитель имеет 4-летний стаж вождения и воспользовался возможностью подать заявление на страхование один раз в первый год. На момент страхования такому автолюбителю был присвоен 3 класс.
Когда потребовал страховую выплату, опустился до первого класса, показатель которого составляет 1,55. Такой же уровень сохранится и в следующем году. Следующие 24 месяца без происшествий приведут к тому, что водитель вернется в положение, соответствующее классу 3.
Онлайн-проверку коэффициентов проводят не только водители, но и страховые компании, оформляющие полис. Они также используют реестр AIS RSA для проверки.
Ни одна из политик не сможет найти термин, в котором упоминается KBM. Эти данные содержатся исключительно в базе данных сайта PCA.
Где можно узнать свои показатели
Проверка текущего уровня драйвера доступна бесплатно на многих открытых интернет-ресурсах. Но гарантированно достоверная информация отображается только на официальном сайте PCA, который включает в себя такие авторитетные офисы, как:
- ВТБ»;
- Альфа-Страхование»;
- Ингосстрах».
- ВОЗВРАТ-Гарантия»;
- Звон»;
Однако для получения данных по присвоенной классификации человек должен соответствовать следующему набору условий:
- Если автомобиль используется более чем одним человеком, потребуется дополнительная информация о транспортировке (VIN-код, модель, марка, цвет автомобиля и номера статуса);
- При заполнении онлайн-анкеты необходимо указать свое имя, фамилию, дату рождения и место регистрации для проверки актуальности информации;
- Если автомобиль числится на балансе юридической организации, к указанной выше информации необходимо добавить персональный ИНН компании, владеющей транспортным средством.
- Информация предоставляется только владельцу транспортного средства, имя которого указано в ПТС. Уполномоченные лица, указанные в генеральном документе, такими полномочиями не обладают;
- Необходимо ввести дату вступления в силу политики на текущий год;
Водительский класс – от него зависит цена полиса ОСАГО?
Именно класс водителя сыграет главную роль при оформлении очередной ежегодной страховки. А вот в расчет цены договора возьмут такие данные:
- Тип вашего транспорта – будет установлен определенный тариф (грузовое или легковое авто, автобус и т.д.).
- Специальные тарифы существуют и для каждой модели и марки транспортного средства – здесь будет учтено, насколько каждый из них часто попадает в дорожно-транспортное происшествие.
- Место проживания владельца – существует статистика по каждому региону (количество аварий за определенный период). На основании этих данных и будет сформирован коэффициент.
- Молодые водители – придется заплатить большую стоимость ОСАГО, так как для них предусмотрен повышенный коэффициент расчета. Опытные водители (зрелые) – низкие коэффициенты. Важен ваш стаж за рулем.
- История вождения – также учитывается при расчете коэффициента.
Все показатели понятны для человека, но вот водительский класс – что это для страховщиков и как они его могут определить?
Как рассчитывается КБМ
С 1 апреля 2019 года КБМ рассчитывается один раз в год, 1 апреля, и применяется в течение всего периода (с 1 апреля по 31 марта) для заключения любого договора.
- В большинстве случаев класс КБМ определяется, исходя из количества совершенных ДТП за предыдущий страховой период. Отслеживать эту информацию страховым компаниям позволяет единая база данных АИС РСА, автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков.
Пример: Водитель, имевший КБМ 10-го класса (понижающий коэффициент 0,63), за год стал виновником двух ДТП. В результате при заключении следующего договора ОСАГО этому водителю будет присвоен КБМ 3-го класса (повышающий коэффициент 1,17).
- Однако даже при отсутствии ДТП КБМ водителя со стажем может вернуться к величине КБМ новичка (3-й класс), если после смены фамилии или водительского удостоверения страхователь не сообщил эту информацию страховщику. Более того, страховая компания может отказать в выплате при наступлении страхового случая, поскольку полис формально выписан на другого водителя.
- Согласно пункту 6 приложения 4 к указанию ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У класс КБМ водителя остается неизменным в течение всего срока действия полиса ОСАГО и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период.
- Согласно Указанию ЦБ № 5000-у в части КБМ с 1 апреля 2019 года значение КБМ не зависит от перерывов в страховании. Это означает, что с 1 апреля 2019 гражданин получает единый КБМ, который в дальнейшем применяется к нему во всех договорах ОСАГО и из-за перерыва не превращается в КБМ 3-го класса, как это было ранее.
Особенности перерасчета классов и стоимости
Иногда бывает так, что автомобиль, ранее используемый вами, простаивал без дела (например, если его владельца лишали водительских прав), и, в результате автовладелец также не оформлял полис по обязательному страхованию автогражданской ответственности. В этом случае, когда вы обратитесь за повторным оформлением страховки, ваш класс заново будет понижен до начального уровня – третьей ступени, и весь следующий год для вас будут действовать соответствующие ей тарифы.
Кроме того, если вы являетесь новичком, и в первый же годичный срок, проведенный за рулем, попали в аварию, и потребовали выплату страховки, вы можете столкнуться с массой неприятных последствий, например, стоимость вашего полиса в течение последующих 14 лет будет формироваться с учетом искомого обстоятельства. При условии, что вы будете попадать в аварии повторно, изменяться будут также и следующие показатели:
- класс водителя – в сторону понижения;
- коэффициент бонус-малус в сторону повышения соответственно.