Что такое карта тахографа для водителя и для чего она
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое карта тахографа для водителя и для чего она». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует несколько видов тахокарт: ЕСТР и СКЗИ. Первый тип – европейский образец, который используется за пределами России. Второй необходим для функционирования устройств, в основе работы которых заложена система криптографической защиты информации.
Как пользоваться картой
Чтобы правильно использовать смарт-карту, не нарушив действующих требований закона (в настоящее время – приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440), водитель должен выполнить следующие рекомендации.
- Готовясь к рейсу, необходимо поместить личную карту в приемный слот тахографа.
- Для отечественных систем криптозащиты СКЗИ потребуется ввести ПИН-код, чтобы разблокировать функции прибора.
- Некоторые модели трекеров потребуют ввести дополнительную информацию о задании на рейс, запланированном маршруте и т. д. Нужно будет указать запрошенные данные.
- Во время нахождения водителя за рулем карточка должна оставаться в устройстве. В ее память заносятся закодированные сведения о движении автомобиля, его маршруте и скорости, другие показатели с установленных периферийных датчиков.
Ограничения и ответственность
Данные, поступающие от бортовых систем и датчиков автомобиля в регистратор и память карты, будут точными, если водитель соблюдает определенные правила. Человеку, отвечающему за автомобиль во время рейса, запрещено:
- наносить умышленные повреждения самому тахографу, работающим с ним датчикам, а также идентификационной смарт-карте;
- вскрывать корпус прибора, вносить какие-либо модификации в его конструкцию и схемы электрических подключений;
- устанавливать помехи для линий связи или спутниковой навигации прибора;
- управлять движением автомобиля, не имея смарт-карты либо извлекать ее из приемного гнезда прибора;
- использовать чужую карту, оформленную не на его имя;
- стирать записанные данные.
Разновидности карточек
Именно вторая разновидность применяется в России, поэтому гражданам нужна карта тахографа СКЗИ для водителей. Она позволит шоферу вести трудовую деятельность на территории государства, если по характеру работы ему приходится управлять машинами категорий N2, N3, M2, M3.
Главное отличие тахокарт ЕСТР и СКЗИ заключается в отсутствии уникального кода у первого варианта, а также невозможности использовать с устройствами российского образца.
Для справки!
Владельцы цифровых тахокарт должны каждые 28 дней инициировать выгрузку данных для проверки работодателем. Архивы находятся на хранение не меньше года.
Как получить карту водителя для тахографа
Для получения карты водителя необходимо обратиться в специализированный центр, который занимается оформлением карт. При этом необходимо предоставить следующий перечень документов:
-
заявление на выдачу карты,
-
копию паспорта (информативные страницы: первые листы, прописка),
-
копию СНИЛС,
-
копию ИНН,
-
ходатайство с места работы.
Кого закон обязывает получать карту?
На волне ажиотажа некоторые автовладельцы оснащают личные легковые машины тахографами и спешат обзавестись чип-картами. Однако, согласно требованиям закона, оформлять тахокарту нужно только водителям определенных категорий автотранспорта. Например, такая процедура считается обязательной для водителей большегрузных авто.
Речь идет о крупнотоннажном транспорте категорий N2 и N3, который эксплуатируется для транспортировки опасных и неопасных грузов. |
Компания «Балтавтоматика» — лучший выбор для водителей
Наша калининградская компания является аккредитованной мастерской по ремонту и обслуживанию тахографов. «Балтавтоматика» внесена в реестр таких же специализированных организаций и имеет лицензию от ФСБ, что является обязательным условием для мастерской, уполномоченной изготавливать смарт-карты.
Помимо законности процедуры мы гарантируем оперативность изготовления (2-4 недели). В стоимость услуги также входит сервис СМС-оповещения, информирующий заказчика о том, что можно забрать чип-карту сразу же после выпуска. Чтобы заказать изготовление карты водителя, не нужно предварительно записываться по телефону — сразу два наших специалиста обслуживают посетителей в порядке живой очереди. А для клиентов, чей график очень плотный в будни, мы работаем по субботам.
Цена карты водителя для тахографа из чего складывается стоимость
Получить пластик могут лица, уже имеющие открытую категорию С в водительском удостоверении. Владельцы грузовиков делают это самостоятельно, сотрудники логистических организаций карта оформляется предприятием. Стоимость карты тахографа для СКЗИ составит в среднем 3500 рублей. В нее входит:
- цена самого пластика;
- цена чипа;
- цена установки защиты и генерации ключа.
Но так как тахограф без карты водителя не работает, а штрафы за его отсутствие для юридических лиц существенны, эти суммы не выглядит слишком большими.
Как и где заказать карту водителя для тахографа
Изготовление карты тахографа производится в аккредитованных центрах. Их перечень можно найти на страницах сайта Росавтотранса. Туда потребуется явиться лично или направить заявление онлайн, со приложением сканированных копий нужных страниц документов. Также потребуется оплатить установленные тарифы за оказание услуги. Если это удобнее, то за ответом на вопрос, как сделать карту водителя для тахографа, можно обратиться в МФЦ. Межфункциональные центры оказывают и такие услуги.
Выясняя, как получить карту водителя для тахографа, стоит обратить внимание на предлагаемую аккредитованной организацией стоимость и срок изготовления. Если потратить время на выбор, можно найти приемлемый вариант.
Правила пользования для карт тахографа
Водители обязаны:
- перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
- осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
- изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
- по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
- осуществлять вывод на печать информации;
- не использовать поврежденную карту водителя;
- не извлекать карту во время движения транспортного средства;
- не использовать карту водителя по истечении срока ее действия.
Как использовать карту водителя СКЗИ
Карту водителя СКЗИ нужно вставить в Слот тахографа перед тем как завести мотор автомобиля. В тахографе имеются два слота для карт водителя СКЗИ. Левый для первого водителя, правый для второго водителя. Если в тахограф вставлена карта водителя СКЗИ, тахограф автоматически фиксирует все нарушения во время поездки и во время отдыха водителя. Ежедневное распечатывание регистрационных листов с тахографа обязательно для водителя. Если происходит проверка автомобиля, водитель обязан предоставить свою карту СКЗИ, а также регистрационные листы за последний месяц. Если водитель потерял свою карту СКЗИ, он может восстановить карту водителя в течении 15 дней.
Чем отличаются карты СКЗИ и ЕРСТ
Цифровые тахографы, в зависимости от страны выпускающей устройство учета, оснащаются одним из блоков — СКЗИ или ЕСТР. Блоки записывают информацию, связанную с путевой ситуацией на маршруте транспортного средства. Позволяют отследить время проведенное водителем за рулем — это помогает спланировать часы отдыха и работы. Подобрать правильный, экономичный маршрут, отследить автомобильи так далее.
Карта тахографа СКЗИ — подходит только для средства криптографической защиты и используется на территории России. Согласно требованию Министерства транспорта Российской Федерации, запрещена эксплуатация автотранспорта, без модуля СКЗИ. Все автомобильные перевозки, по территории Российской Федерации разрешены только при наличии цифрового тахографа с блоком СКЗИ.
Для доставки грузов в Европейский союз, автомобиль должен быть оснащен тахографом, соответствующим регламенту ЕСТР. Компании осуществляющие международные перевозки грузов или пассажирские, в обязательном порядке должны использовать тахографы оборудованные таким модулем. Карты ЕСТР и СКЗИ не связаны между собой — то есть карта от одного устройства не подойдет для другого тахографа.
В быту под термином «карточка водителя» обычно понимается экзаменационная карта. Этот документ содержал:
- личную информацию о водителе (ФИО, место и дату рождения, место проживания, серию и номер паспорта);
- сведения о прохождении медицинского освидетельствования, номер медицинской справки и наименование выдавшего ее учреждения;
- информацию о прохождении обучения на управление ТС соответствующей категории, серия, номер и дата выдачи свидетельства об окончании автошколы;
- фотографию;
- информацию о ранее выданных удостоверениях.
Для контроля работы тахографа грузового автомобиля или пассажирского автобуса используются следующие виды карт:
- водителя;
- предприятия;
- мастерской;
- контролера.
Карта водителя СКЗИ — для чего она?
Что такое карта водителя СКЗИ и для чего она нужна
Карта водителя СКЗИ – пластиковая карта с ПИН-кодом для контрольного прибора (тахографа) с блоком СКЗИ.
СКЗИ – Средства Криптографической Защиты Информации.
Таким образом карта водителя СКЗИ – это личная карта водителя, оборудованная системой криптографической защиты информации. Встроенный чип содержит личные данные шофера и считывается приемным устройством тахографа СКЗИ.
Карта водителя содержит информацию о:
- — режиме работы водителя;
- — скорости во время движения;
- — пройденном расстоянии;
- — времени в пути и времени простоя транспорта.
Таким образом, основные цели использования карты СКЗИ – это снижение риска переутомления водителя, контроль за водителем и оценка его профессиональных навыков.
Помимо непосредственно водителей карты изготавливаются также для транспортных компаний, мастеров технического обслуживания и органов, осуществляющих контрольную и надзорную функции. Карта каждого уровня имеет свой срок действия и определенный уровень щиты.
Наиболее часто задаваемые вопросы по карте водителя СКЗИ
Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.
Водителям запрещается:
1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
На какие машины установка самописцев обязательна?
Благодаря универсальному дизайну контрольного устройства, оно может быть оборудовано практически во всех транспортных средствах. Однако для некоторых категорий транспортных средств установка тахографов требуется по закону.
Основным критерием для определения необходимости установки регистратора является цель использования транспортного средства. Если транспортное средство используется в личных целях, тахограф можно не устанавливать. С другой стороны, если транспортное средство используется в коммерческих целях, установка обязательна.
Важная информация! Если машина будет использоваться только в целях, для которых тахограф не требуется, рекомендуется установить устройство, поддерживающее функцию «out». Однако эта функция активна только тогда, когда машина работает в бесконфликтном режиме. Например, если оно было передано в мастерскую для технического обслуживания или используется внутри предприятия.
Эксплуатация «на улице» для перевозки пассажиров или грузов является незаконной!
Тахографы должны быть расположены в соответствии с действующим законодательством.
- Грузовые автомобили, перевозящие материалы различных категорий риска, с
- Грузовые автомобили категорий N2 и N3 с полной массой более 3,5 тонн
- Микро- и стандартные автобусы (категории M2 и M3), рассчитанные более чем на 8 пассажиров; и
- Операторы.
- Транспортные средства с уменьшенным объемом перевозок.
В список исключений входят военные автомобили, специальные коммунальные и строительные машины, машины, принадлежащие правоохранительным органам, и троллейбусы.
Целостность тахографа (запись максимально объективных данных о скорости, километрах и часах работы) обеспечивается периодической калибровкой тахографа. Эта процедура настраивает устройство таким образом, чтобы регистрируемая информация соответствовала объективным значениям с наименьшей погрешностью.
Калибровка выполняется первоначально при развертывании системы, а затем восстанавливается в случае ремонта, установки новых датчиков скорости, изменения параметров автомобиля или замены колес на другой размер. Калибровка также проводится при нарушении пломб или по истечении двух лет с момента последней калибровки.
Калибровка приборов проводится на стенде и на трассе. Этапы калибровки на стенде включают
- Контроль целостности корпуса, штамповки и других отдельных элементов
- Тестирование электрических цепей
- Тестирование датчиков на правильность работы.