Срок для подачи кассационной жалобы по делу об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок для подачи кассационной жалобы по делу об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

На подачу жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности дается десять дней (статья 30.3 КоАП РФ). Исключение только для постановлений по делам о правонарушениях в ходе выборов: в этих случаях на обжалование дается лишь пять дней.

Порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Жалоба подается непосредственно в кассационный суд общей юрисдикции, который уполномочен ее рассмотреть. Решения арбитражных судов по административным делам, которые вступили в законную силу, могут быть рассмотрены Верховным судом РФ только в том случае, если были испробованы все прочие способы обжалования в арбитражных судах.

Пакет документов подается в суд нарочно или направлена дистанционно. При нарочном вручении потребуется дополнительный экземпляр кассации, на котором канцелярия суда сделает отметку о приеме документов.

Дистанционно кассация может быть подана путем направления:

  • заказным письмом почтой
  • иной курьерской доставкой
  • а также в электронной форме, для которой потребуется пройти процедуру идентификации личности

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

    1. Заказчик имеет право:
      1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
      2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
      3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
    2. Заказчик обязан:
      1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
      2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
      3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
      4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
    3. Исполнитель имеет право:
      1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
      2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
        • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
        • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
      3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
      4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
      5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
    4. Исполнитель обязан:
      1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
      2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
      3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
      4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
      5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
    5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
    1. Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
    2. Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
    3. Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
    4. Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
    5. Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.

    А если правонарушение касается экономической деятельности?

    Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель были привлечены к административной ответственности за правонарушение, связанное с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, жалобу они должны подавать не в районный суд и не в вышестоящий орган, а в арбитражный суд. Правила рассмотрения таких жалоб устанавливаются не Кодексом РФ об административных правонарушениях, а Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

    Если же в результате проверки надзорным органом к административной ответственности были привлечены одновременно юридическое лицо и его должностное лицо (чаще всего им оказывается руководитель), то юридическое лицо будет жаловаться в арбитражный суд, а должностное лицо – в районный.

    Важно учитывать, что не любое правонарушение, за которое к ответственности привлекают юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, является экономическим. Так, например, нарушение санитарных норм, законодательства об охране окружающей среды, норм пожарной безопасности – всё это не связано с экономической деятельностью. Поэтому жалобы на постановления о таких правонарушениях будут подаваться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в районный суд (или, если возможно, в вышестоящий административный орган).

    Кроме того, если постановление о привлечении к ответственности вынес районный суд, сомневаться о том, куда жаловаться, вообще не приходится. Это постановление, даже если оно может показаться связанным с экономической деятельностью, будет обжаловано только в вышестоящий суд общей юрисдикции.

    Также не может быть двусмысленности в ситуации, если решение о привлечении к административной ответственности вынес сам арбитражный суд. Обжаловаться оно будет в вышестоящий арбитражный апелляционный суд.

    Судебная практика по статье 30.3 КоАП

    Статья 30.3 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств. Важно знать, как подать кассационную жалобу по делу об административном правонарушении по данной статье.

    Комментарий к статье 30.3 КоАП гласит, что кассационную жалобу можно подать в вышестоящую судебную инстанцию, если решение апелляционной инстанции было вынесено с нарушением норм и требований процессуального закона. Подать кассацию можно с помощью адвоката или самостоятельно.

    Судебная практика в Екатеринбурге по статье 30.3 КоАП показывает, что в большинстве случаев кассационные жалобы подаются для обжалования неправильно вынесенных решений апелляционных судов. Кассационная жалоба должна быть составлена в соответствии с требованиями КоАП и процессуальным законодательством.

    Кто и как может помочь в составлении кассационной жалобы по делу об административном правонарушении по статье 30.3 КоАП? Лучшим вариантом является обращение к опытному адвокату, который знаком с судебной практикой и может правильно составить жалобу. Также можно воспользоваться комментариями к статье 30.3 КоАП, которые помогут разобраться в основных аспектах дела.

    Процесс подачи кассационной жалобы

    Алгоритм подачи кассационной жалобы находится в компетенции верховного суда Российской Федерации, который является судебным органом, полномочным принимать решения по вопросам административных и иных дел в порядке кассации.

    Важно отметить, что процессуальная форма кассационной жалобы имеет свои пределы – жалоба может быть подана в течение 10 дней после поступления определения апелляционного суда, которое является исковым решением по делу.

    Для обжалования административных решений судов кассации установлены определенные требования. Кассационная жалоба должна быть оформлена в соответствии с требованиями части 305 КАССО, а также быть подписана заявителем или его представителем, что подтверждается доверенностью или иными документами.

    Оформление кассационной жалобы предполагает также уплату государственной пошлины, размер которой установлен законодательством Российской Федерации.

    После подачи кассационной жалобы в административном суде заявитель ожидает решение верховного суда Российской Федерации. Отметим, что кассационная жалоба не останавливает исполнение решения аппеляционного суда, принятого в отношении административного дела.

    В результате рассмотрения кассационной жалобы верховным судом Российской Федерации может быть принято решение разрешить ее, отказать в ее разрешении или направить дело для повторного рассмотрения в апелляционный суд.

    Таким образом, кассационная жалоба – это законная возможность для граждан и юридических лиц обжаловать административные решения в верховном суде Российской Федерации с целью получения законного решения по данному вопросу. Право на подачу кассационной жалобы является гарантией защиты прав и интересов граждан и юридических лиц в административном процессе.

    Как подготовить кассационную жалобу

    В соответствии с КоАП, кассационную жалобу можно подать в суд, который вынес решение по делу, в верховный суд региона, в котором рассматривалось дело, или в Федеральный судебный департамент. Сроки подачи кассационной жалобы составляют десять дней со дня получения копии постановления суда первой инстанции или отзыва на него. В случаях, предусмотренных КоАП, кассационную жалобу можно подать в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда первой инстанции.

    Для успешного обжалования решения в кассационном порядке необходимо правильно оформить кассационную жалобу. Важно составить жалобу в соответствии с процессуальными требованиями Правил оформления жалоб и протестов постановлений суда КоАП.

    При составлении кассационной жалобы следует обратить внимание на следующие моменты:

    • Четко сформулировать наименование суда, решение которого обжалуется.
    • Указать основные причины обжалования: нарушение норм права, неправильное применение материалов дела, неправильное применение норм материального права и процессуального права.
    • Предоставить доказательства правонарушения и указать, каким образом они были установлены.
    • Пояснить, в чем заключается нарушение прав и законных интересов.
    • При необходимости, предоставить свидетельские показания, экспертные заключения или другие доказательства.
    • Обосновать требование о пересмотре решения в пользу заявителя.
    • Указать правильность действий в основательных обстоятельствах и потребности в защите интересов заявителя.
    • Указать правильность зависимости между протестом и затронутым правом заявителя.

    Кроме того, при подаче кассационной жалобы необходимо внести госпошлину (за 2024 год размер госпошлины составляет 5 000 рублей для физических лиц и 10 000 рублей для юридических лиц).

    После составления кассационной жалобы она направляется в суд, который вынес решение по делу. В случае обжалования решения мирового суда кассационная жалоба направляется в районный суд, в случае обжалования решения районного суда – в апелляционный суд.

    В зависимости от результатов рассмотрения кассационной жалобы суд может принять следующие решения:

    • Оставить решение без изменения.
    • Вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    • Отменить решение и прекратить дело.
    • Принять новое решение и направить дело на новое рассмотрение судом первой инстанции.

    Важно отметить, что кассационное обжалование – это не право, а возможность. Решение о подаче кассационной жалобы принимает юрист в зависимости от характера дела и результатов рассмотрения в предыдущих инстанциях.

    Кассационная жалоба дает возможность добиться справедливых результатов в административных делах и защитить интересы клиентов, поэтому ее подача является важным этапом в административном процессе.

    Статья 30.6 КоАП РФ. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

    1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
    2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
      1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
      2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
      3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
      4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
      5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
      6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
      7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
      8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
      9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
    3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

    Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

    Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

    В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.

    Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?

    Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.

    Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

    Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.

    Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.

    С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

    Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.

    Кассационная жалоба представляет собой обращение, в котором заявитель просит отменить или изменить судебный акт принятый апелляционной или первой инстанцией.

    Он должен не просто заявить о своем несогласии с решением судебного органа, но и обосновать его, приведя конкретные нарушения и доводы, подтверждающие их.

    Заявителями кассационных жалоб по административным делам могут становиться участники дела или другие лица, если оспариваемый судебный акт нарушил их права или интересы.

    Последние обязательно должны указать в обращении каким образом были задеты их права или интересы.

    Рассматриваются кассации президиумом областного суда или судебной коллегией Верховного суда РФ, в зависимости от обжалуемых судебных актов.

    Обжалование вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции

    Процедура, порядок и сроки обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных нарушениях регламентированы гл. 30 КоАП (ст. ст. 30.12 — 30.19).

    Данная стадия обжалования выступает в качестве альтернативы такой стадии как обжалование постановлений, не вступивших в законную силу, поскольку не содержит ограничений в виде установления срока, в течение которого можно обжаловать постановление, вступившее в законную силу. Т.е.

    жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана и спустя 5-10 лет. Но за одним исключением: обжалованы в порядке, регламентированном ст. 30.

    12 КоАП РФ, могут быть только постановления и решения по делам об административных правонарушениях, принятые судебными органами.

    Не могут быть обжалованы в указанном порядке вступившие в законную силу постановления несудебных органов и должностных лиц, если они не были обжалованы в суд.

    Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что по смыслу статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 19, 19.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 23.

    2 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» кассационные суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ осуществляют пересмотр судебных актов нижестоящих судов.

    Поскольку Конституция Российской Федерации и названные Федеральные конституционные законы наделяют перечисленные выше суды полномочиями по контролю за деятельностью нижестоящих судов, то предметом их проверки могут быть только лишь акты, принимаемые судами.

    Право на обжалование вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях предоставлено лицам, указанным в ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, а именно: лицу, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законным представителям физического или юридического лиц, защитнику и представителю.

    Кроме того, вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление (ч. 4 ст. 30.

    12 КоАП РФ), а вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье (ч. 5 ст. 30.12 КоАП РФ).

    При этом, судебная практика исходит из буквального толкования указанных норм, полагая, что право на обжалование принадлежит конкретному должностному лицу, которое вынесло постановление или направило дело на рассмотрение судье.

    Если это лицо по какой-либо причине (болезнь, командировка, увольнение) не может реализовать свое право на обжалование, административный орган вправе оспорить постановление и(или) решение по делу только путем обращения к прокурору соответствующего уровня с просьбой о принесении протеста на соответствующее решение.

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

    Порядок обжалования постановлений и решений, вынесенных судом общей юрисдикции, по делам об административных правонарушениях

    Глава 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, в том числе вынесенных судом общей юрисдикции.

    Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

    Обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

    Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или которое является потерпевшим, в также защитнику и представителю этих лиц.

    С 01 января 2011 года согласно ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

    Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

    Комментарий к ст. 30.16 КоАП РФ

    По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ).

    По смыслу ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ на стадии пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу, переоценка фактических обстоятельств дела, установленных предыдущими судебными инстанциями, на основе исследования и оценки вновь представленных доказательств, не осуществляется, а проверяется законность и обоснованность принятых по делу решений по имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, изложенных в жалобе (Постановление Московского городского суда от 12.05.2017 N 4а-925/2017).

    В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

    Решение по жалобе, протесту выносится не позднее 2-х месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее 1-го месяца со дня поступления дела в суд (ч. 3 ст. 30.16 КоАП РФ).

    Положениями ч. 4 ст. 30.16 КоАП РФ определено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 N 1706-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калинина Михаила Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что ст. 30.16 КоАП РФ о пределах и сроках рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста во взаимосвязи с иными положениями главы 30 КоАП РФ, устанавливающими правила судебной проверки вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов, направлена на исправление судебной ошибки в надзорном порядке и является, таким образом, дополнительной гарантией процессуальных прав граждан. Предусматривая запрет на подачу повторной надзорной жалобы (ч. 4 ст. 30.16 КоАП РФ), законодатель тем самым исключает вероятность обжалования в надзорном порядке судебного акта в случае одного лишь несогласия с ним. Вместе с тем ч. 4 ст. 30.16 КоАП РФ не препятствует подаче в тот же суд надзорной жалобы по новому основанию. Следовательно, сохраняется и возможность исправления вышестоящим судом выявленной судебной ошибки.

    Таким образом, в силу приведенных норм КоАП РФ пересмотр принятого судебного акта по новому основанию возможен только на стадии рассмотрения жалоб (протестов) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов в порядке, урегулированном ст. ст. 30.12 — 30.19 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 24.06.2016 N 77-АД16-3).

    Статья 30.8 КоАП РФ. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

    1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
    2. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
    3. Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

    «Непредсказуемая» кассация

    Кассация — самый непредсказуемый этап обжалования несправедливого или «неугодного» судебного акта. Зачастую, кассационная инстанция оставляет без изменения судебные решения с явными признаками нарушений. Особенно это касается судов общей юрисдикции. Но почему так происходит? Ведь суд обязан защищать интересы «ущемленной» в правах стороны.

    На этот вопрос есть два ответа. Если говорить о районных судах, то сегодня кассационное обжалование, как правило, происходит в том же субъекте РФ, где было вынесено первоначальное решение. Например, жалоба на вступившее в силу решение райсуда, направляется в президиум суда субъекта РФ (верховного, областного, краевого и так далее), где функционирует данный суд.

    Этого требует ст.377 ГПК РФ. И если суд субъекта станет один за другим отменять решения своих же нижестоящих инстанций, то это резко ухудшит статистику и вызовет вопросы из Москвы со стороны Верховного Суда. Именно данная ситуация и привела к очередной реформе судебной системы РФ, которая началась в прошлом году. Более подробно о ней мы расскажем чуть ниже.

    Если же говорить об арбитражных кассационных судах, то они отменяют гораздо больше решений, чем их коллеги из сферы общей юрисдикции. Это происходит потому, что они не связаны «региональными» интересами и могут занимать более независимую позицию. Впрочем, и здесь не всё так гладко. Зачастую на принятие решений серьезно влияет пресловутая судейская «корпоративность» (многие судьи кассационных и апелляционных инстанций знают друг друга очно или заочно), а также сложившаяся практика. Ну, здесь уже ничего не поделаешь.

    Комментарий к ст. 30.3 КоАП

    1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).

    Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

    В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

    При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

    В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

    2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

    Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

    3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

    4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *