Ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода со смертельным исходом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода со смертельным исходом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исход первой статьи законодательства: водителя, сбившего насмерть пешехода, могут осудить по уголовной статье. Однако все зависит от обстоятельств дела и полученных повреждений. Если наезд смертельным и пьяному водителю, то он может оправдаться только в том случае, если сами пешеходы были безнадежно пьяными или совершали преступные действия.
Новые изменения в законодательстве
В 2024 году вступят в силу новые наказания и сроки ответственности за сбиение пешехода насмерть. Изменения в законодательстве коснутся как водителей, так и пешеходов, причастных к дорожно-транспортным происшествиям.
Согласно новым правилам, водитель, сбивший пешехода и нанесяший ему телесные повреждения, будет осужден по статье о нарушениях правил дорожного движения. Виновный водитель может получить уголовное наказание вплоть до лишения свободы.
Однако, чтобы водитель не был осужден по уголовной статье, ему необходимо будет доказать, что он несет меньшую долю вины в произошедшем ДТП. Здесь роль может сыграть опыт и компетентность адвоката, который сможет аргументированно доказать обстоятельства дела.
В случае смертельного исхода пешехода, ответственность за ДТП может быть возложена на самого пешехода. Если будет установлено, что пешеход перешел дорогу вне пешеходного перехода или на запрещающий сигнал светофора, это может привести к тому, что все виноватым будет считаться пешеход.
Какие именно наказания и сроки ожидают водителей, сбивших пешехода насмерть, будет зависеть от обстоятельств дела, наличия травм у пешехода и других факторов. Однако, новые поправки в законодательстве грозят более серьезными наказаниями для виновных лиц и более жестким регулированием привлечения к ответственности.
В случае сбившему пешехода подростку или пожилому человеку, пьяному водителю или водителю, лишенному прав, может грозить самая строгая ответственность.
- Кто виноват?
- Какие действия делать всем участникам ДТП в первую очередь?
- Что делать водителю в месте ДТП, если получил побои и у него незначительно повреждена фара?
- Как оставаться на месте ДТП, но остаться вне лишения свободы?
Теперь законодательство все более строго регулирует смертельное наезд на пешехода, и сбившему их водителю придется ответить перед законом за свои действия. Вся ответственность за исход дела будет лежать на судье и того адвоката, который будет поддерживать интересы водителя.
Что грозит водителю, который сбил человека? Ответственность
Конечно, степень ответственности напрямую зависит от тяжести полученных травм — неспроста последствия такого ДТП перечислены в трех кодексах, включая Уголовный (подробнее ниже). Однако прежде чем рассмотреть обычные обстоятельства, стоит упомянуть еще два правовых аспекта.
Как говорится, у нас есть две новости — хорошая и плохая:
- Хорошая новость заключается в том, что водитель может доказать свою невиновность. Утверждение о том, что водители виновны в 100% случаев, является мифом. Согласно официальной статистике, считается, что пешеходы виновны в более чем 30% таких ДТП.
- Плохая новость заключается в том, что не имеет значения, кто виноват — водитель, сбивший пешехода, будет привлечен к ответственности с целью возмещения расходов на лечение/реабилитацию пешехода в соответствии со статьей 1079 Закона РФ.
Согласно этой статье, транспортное средство является источником повышенной опасности, и владелец (пользователь) такого «источника» обязан возместить вред, причиненный транспортным средством Есть два исключения: владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный транспортным средством, и владелец (пользователь) транспортного средства обязан возместить вред, причиненный транспортным средством. Это героическое насилие и доказанный умысел пешехода.
Первый вариант настолько велик, что широко используется (невозможно доказать, что пешеход был сбит страшным смерчем) — к нему мы вернемся позже в консультации.
Что касается «плохих» новостей, давайте обнаружим несколько положительных оттенков.
- Водитель должен был застраховать свою гражданскую ответственность, и пешеход получит компенсацию от страховой компании в пределах суммы полиса.
- Если пешеход будет признан виновным, компенсацию за ремонт поврежденного в результате столкновения автомобиля может потребовать виновник, несмотря на произведенную им выплату (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перед законом следует сказать несколько слов о возможном уровне ответственности виновника. Речь идет о трех вышеупомянутых кодексах: гражданском, административном и уголовном. Уровень ущерба определяет наказание за наезд на пешехода.
- Незначительный ущерб — от 2, 500 до 5, 000 BC, что способствует штрафу от 1 до 1. 5 лет лишения прав.
- Умеренный ущерб — штраф от 10 000 до 25 000 BC, лишение прав от 1. 5 до 2 лет.
Объем и правомерность требования компенсации морального вреда
Во-первых, это происходит только в том случае, если водитель признан виновным в наезде на пешехода. В частности, статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право на компенсацию за ненаступление.
Требуемая сумма определяется потерпевшей стороной, фактическая — судом. К сожалению, определить точную сумму невозможно, так как все очень индивидуально и зависит от многих обстоятельств, в том числе от поведения сторон в суде. Не вдаваясь в процедуру, для наглядности приведем два реальных примера из судебной практики.
Пример 1.. Проводник — студент дневного отделения, не имеющий собственного дохода. Он признал свою вину, раскаялся, достойно вел себя в суде и выполнил все необходимые технические условия. Сторона потерпевшего требовала моральный ущерб в размере 200 000 пенсов, но суд присудил 35 000 пенсов.
Пример 2.Пример 2. Преступник был бизнесменом с большим доходом. Он доказал свою вину, ущерб был минимальным, но его поведение в суде вызвало много критики, в том числе со стороны судьи.
Во время процесса преступник даже разозлился на судью и предложил ему компенсировать ущерб 1000 р. смеха. Адвокат потерпевшего воспользовался ситуацией и потребовал 300, 000 рублей.
Судья назначил 150, 000 рублей.
Другими словами, в почти двух равных ситуациях компенсация за причинение вреда здоровью составила 35, 000 рублей и 150, 000 рублей.
Для того чтобы произошел несчастный случай на пешеходном переходе, требуется всего несколько секунд, а последствия очевидны на протяжении многих лет. Пешеходные переходы обычно являются местом, где возникают споры о том, кто виноват — водитель, не нажавший на педаль тормоза, или пешеход, неожиданно выскочивший на пешеходный переход.
Существует множество причин аварий на пешеходных переходах, к ним относятся
- Плохое уличное освещение,
- гололед,
- Отсутствие знаков,
- Пьяные пешеходы или водители.
Статья 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ряд наказаний за нарушение водителями правил дорожного движения, повлекшее наезд транспортных средств на пешеходов. И в зависимости от того, прав водитель или нет, он должен нести ответственность по всем правилам.
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что виновник ДТП обязан возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.
Рассмотрим далее, с чем приходится сталкиваться водителю в зависимости от обстоятельств.
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общие основания ответственности за возмещение вреда
- Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред.
Закон может обязать лицо, не причинившее вред, возместить его.
Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода
Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».
То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.
Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.
Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.
Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.
Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Ответственность, если сбил человека вне пешеходного перехода
Автомобиль – это объект высокой опасности, в связи с этим для водителей законодательство вменяет особенную ответственность.
Внимание! Говорится об этом в статье 1079 ГК РФ: юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов… и пр.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно ПДД, человек может находиться на дороге только в момент ее пересечения, т. е. как пешеход. В пунктах 4.3 — 4.5 ПДД говорится, что пешеход обязан переходить дорогу только по пешеходным переходам, на регулируемых перекрестках, нерегулируемых, а также по подземным переходам и в иных местах, где дорога отлично просматривается в обе стороны. Но при этом человек, переходящий дорогу, не должен создавать помех для движущихся автомобилей.
Как фиксируют проступок
Первоначально материал собирают сотрудники ДПС, прибывшие на разбор ДТП. Они освидетельствуют участников ДТП на предмет опьянения, составляют схему, опрашивают участников, очевидцев, назначают медицинскую и автотехническую экспертизы и пр. В ходе административного расследования привлекают к ответственности за попутные нарушения водителя, пешехода.
Далее если выясняется, что был тяжкий вред или имелся летальный исход, дело передают следователю МВД, который проводит расследование в рамках уголовного дела.
Если вред здоровью легкий или средней тяжести, то материалы направляют в суд для принятия решения по ст. 12.24 КоАП РФ.
В суде выясняются тщательно все обстоятельства.
Суд может применить более мягкое наказание, когда:
- водитель оказал помощь пострадавшему на месте ДТП;
- обеспечил сохранение всех предметов происшествия;
- оказывал помощь гражданину в последующем при лечении (приносил лекарства, продукты питания, оплачивал мед. расходы и пр.);
- ДТП было, в том числе по вине пешехода;
- имелись плохие погодные условия;
- наезду способствовало тяжелое стечение жизненных обстоятельств у водителя.
Наказание для пешехода
Что касается пешехода, то за нарушения правил ПДД он должен будет заплатить штраф 1 000 рублей согласно ст. 12.30 КоАП:
«1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, …, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».
Также согласно ст. 1064 ГК РФ пешеход вроде как обязан возместить ущерб водителю, если возникли повреждения автомобиля:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Но на практике это происходит крайне редко и суд редко обязывает пешехода выплачивать компенсацию водителю.
Бывают ситуации, когда наезд совершается в темное время суток. Кроме того, оценке подлежит и то, в каких условиях совершена авария. В частности, это погодные условия, наличие тумана и прочие факторы, которые влияют на видимость. Оценке подлежит то, с какой скоростью передвигалось авто. Часто в ночное время водители не в силах увидеть перебегающего по дороге пешехода, в особенности, когда он одет в одежду темных оттенков. При наличии тормозного пути можно доказать принятие мер к недопущению столкновения.
Если по результатам проведенной проверки будет установлено, что водитель не нарушил правила и желал предотвратить аварию, но не смог – часто дело не возбуждается.
Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность предусмотрена разная. У водителя есть все шансы доказать свою правоту, при условии, что он не нарушил ПДД.
Когда виноват пешеход, а водитель — нет
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается водитель в городе чуть ли не каждый день.
Есть пешеходный переход и недалеко от него — остановка общественного транспорта. Вышедшему из троллейбуса или автобуса человеку по какой-либо причине лень пройти пару десятков метров до пешеходного перехода и он переходит дорогу сразу из-за автобуса. Или некая бабушка игнорирует находящуюся недалеко зебру и идёт через дорогу, как ей удобно (что встречается достаточно часто).
Итак, не вызывает сомнений, что в данной ситуации фактически виноват пешеход. Касательно ПДД он нарушает сразу несколько пунктов:
«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
…
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
То есть
1. Если в зоне видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему
2. Если есть необходимость перейти дорогу вне перехода, то пешеход должен убедиться, что не создаёт помех для движения транспорта.
Что делать водителю, чтобы доказать свою фактическую невиновность
Если водитель не виновен в создании аварийной ситуации и сбил пешехода по вине самого пешехода, это ещё нужно доказать. Мы советуем:
1. Ни в коем случае не убегать и не оставлять место происшествия! Это только усугубит ситуацию
2. Максимально быстро оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую
3. Вызвать ГИБДД для оформления аварии
4. Максимально быстро, не дожидаясь приезда всех служб, зафиксировать на фото и видео все обстоятельства происходящего, собрать данные о свидетелях
Совсем хорошо, если в наличии будет запись с видеорегистратора.
Удачи на дорогах!
А тем, кто только собирается учиться водить автомобиль — приходите к нам в автошколу. Вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю!
Что такое «наезд на пешехода»
Под понятием «наезд на пешехода» законодательство подразумевает любое происшествие, при котором автомобиль сталкивается с человеком, независимо от того, где и при каких условиях это произошло.
К этой же категории правонарушения будет относиться и столкновение пешехода с грузами, которые перевозит то или иное транспортное средство. Например, человек не заметил торчащих частей груза – длинные палки и другие выступающие части — и столкнулся с ними. Чтобы избежать такой ситуации, водителю важно осуществлять перевозку негабаритных грузов в строгом соответствии с нормативами.
Самой нежелательной ситуацией для автомобилиста будет наезд на человека, находящегося на пешеходном переходе. При таких обстоятельствах виновным определят водителя в 99%. Поэтому, въезжая на «зебру, важно убедиться, что на пути машины никого нет. Оправданием не будет являться даже тот факт, что для пешеходов уже горит красный свет.
При наезде на пешехода вне пешеходного перехода, виновного, в большинстве подобных происшествий, определяет суд. Здесь же определяется и степень наказания каждому. В некоторых ситуациях у водителя даже появляется шанс доказать свою невиновность.
Наказание за ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом
Если пострадавший в ДТП пешеход погиб, то водитель несет уголовную ответственность.
По актуальному на 2017 год законодательству за такое преступление предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком на семь лет, либо принудительными работами сроком на четыре года.
Водительское удостоверение у водителя изымается в 100% случаев.
Обратите внимание, что в аварии со сбитым насмерть пешеходом, отягощающим обстоятельствами, которые могут увеличить срок лишения свободы до девяти лет, являются:
- смерть двух и более лиц;
- грубое нарушение ПДД, которое привело к гибели человека/людей;
- попытка скрыться с места аварии;
- неоказание помощи пострадавшему;
- алкогольное опьянение.
Водитель сбил пешехода на пешеходном переходе: ответственность. Ответственность за наезд на пешехода
Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Кто из нас не слышал этот тезис, ставший уже практически афоризмом? Однако тенденции современного рынка автомобилей в России все сильнее и сильнее переворачивают это высказывание с ног на голову. Злободневная реальность такова, что автомобиль вновь становится предметом роскоши. Вместо того чтобы купить себе практичный «универсал» в хорошей комплектации, будущий автовладелец уже посматривает в сторону кроссовера, несмотря на более скудное оснащение. Ведь такие «квази-вседорожники» сейчас в тренде. Но каков бы ни был автомобиль, начиная от двухместных малюток типа «Смарт» и заканчивая такими гигантами, как «Форд Ф-150» или «Тойота-Тундра», он всегда был и остается механизмом, способным нанести серьезный вред здоровью как водителя, так и пешехода.